«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

choosevoice-kak-vitka-chesnok-vez-lekhu-shtyrya-v-dom-invalidovСейчас наступили такие времена в отечественном кино, когда говоришь «фильм непротивный» и уже хорошо. «Витька Чеснок» – это классический road movie, хорошо вписанный в русский контекст. Настолько хорошо, что когда я просил своего старого друга описать это кино, он задумчиво затянулся и сказал «очень русский фильм». Собственно, сама схема «взять западный формат и снять в нём что-то своё» не нова. Так снят ещё «Экипаж» Митты в 1979 году. Но иногда это похоже на вивисекцию, а иногда на изящную игру.

Когда Балабанов берёт туповатый подростковый слэшер и помещает его в контекст позднего СССР, назвав ублюдка «Грузом 200», то получается нечто, что не держит головку, пускает слюни и ходит под себя. «Витька Чеснок» как пример трансплантации куда лучше. Да, при просмотре возникает ощущение, что всё это ты уже где-то видел. Да, красная игрушечная машинка на фоне жёлтого цветущего поля напоминает всё сразу – от «Валландера» с Кеннетом Браной до «Утопии». Но всё это совершенно не мешает.

maxresdefault

Тут, как всегда, получается довольно детский спор «что важнее: правда или правдоподобие?». Если выбрать правдоподобие (что, действительно, важнее), то факт, что собрались люди с развитым эстетическим чувством и сняли фильм «о городских низах», перестаёт вызывать отторжение. Если же настаивать на правде, то выйдет глупо, потому что а) люди, о которых снят фильм, сами никогда никакого кина (тем более, про себя) не снимут, и б) в нашем слоёном Абсурдистане никакой правды нет.

Для меня, например, нормальна ситуация, когда я утром болтаю возле алкомаркета с человеком, живущим на пенсию по инвалидности с диагнозом «шизофрения», а вечером ужинаю с бывшим вице-губернатором в пафосном ресторане. Я вижу довольно широкий срез общества, так сказать. Но я не возьмусь, например, написать бытописательский роман про город, в котором живу, или снять фильм в жанре hyperlink, типа «Столкновения» Хаггиса, потому что внутри каждой социальной страты своя правда, а страт этих сейчас миллион.

Поэтому я выбираю правдоподобие и тогда «Витька Чеснок» оказывается очень неплох. Мне показалось, он похож на двухлетней давности клип «Ленинграда» «Вип», растянутый до полного метра. «Витька Чеснок» проходит по тому же ведомству, что «Мама, не горюй» и «ДМБ». Не самая плохая компания, на мой вкус.

chesnok_miniКонечно, весь фильм держится на работе Евгения Ткачука, который по-честному играет «на разрыв аорты» и без его честности всё бы развалилось. Потому что как бы я ни любил Алексея Серебрякова, в жизни каждого успешного актёра наступает момент, когда он перестаёт играть, надеясь выехать на чистой технике. Как Аль Пачино и Де Ниро, которые последние лет десять (а то и больше) просто не парятся, а только меняют маски. Серебрякову в «Докторе Рихтере» не удалось сыграть Хауса, видно, что он просто мучительно притворяется мизантропом. Тут же ему не удалось сыграть зека-пересидка, он точно так же мучительно притворяется. Хорошо, кстати, что Андрей Смирнов (патриарх, автор «Белорусского вокзала») говорит всего несколько слов и ролюшка у него крохотная, не разойдёшься. А то бы всё правдоподобие полетело к чертям.

Короче, очень старательно сделанный фильм. Можно смотреть.