Анастасия Овсянникова aka Piggy Toy о "Машине снов"

«Он вбил в нее ноющий от напряжения член, глядя, как расширяются ее зрачки…». Ну кто бы сомневался: на какие еще слова мог первым делом упасть мой взгляд, когда я вытащила из почтовой упаковки свеженький рома «Машина снов», который написал давно и нежно мною любимый maxssМакс Бодягин, и раскрыла наугад? «О, какая прекрасная книжка!» — обрадовалась я.

А несколько недель спустя начала читать и вскоре напрочь увязла в плотном, многословном, обильном эпитетами и описаниями тексте. «У, какая плохая книжка!» — расстроилась я. Но читать все же продолжила, поскольку отношусь к той несчастной категории людей, которые не могут не дочитать начатое (единственным, кажется, исключением стала, хе-хе, Айн Рэнд, но, может, я и ее когда-нибудь добью), не доесть еду на тарелке и так далее

Так вот, какая же я молодец, что не бросила «Машину снов»! Потому что окончательный мой вердикт – книжка очень хорошая. Хотя текст и правда вязкий, баюкающий, но это не баг, а фича, к которой на второй сотне страниц привыкаешь, входишь в ритм и вкус и понимаешь, что наверное так и должно быть: ведь книжка про сны, а в снах и положено вязнуть!

Да, книжка именно про сны, а вовсе не про приключения в экзотическом антураже средневекового Китая, как можно решить, увидев в аннотации упоминания Марко Поло и Кубла-хана (впрочем, экшена там хоть отбавляй, а также секса и кровищи). Никакого отношения к реальному Хубилаю и реальному Марко Поло центральные персонажи книги не имеют, однако то, какими их придумал Макс и какие события в ходе рассказа упомянуты, известным историческим фактам не противоречит (в той, конечно, мере, в какой само понятие «исторических фактов» уместно и вообще, и в частности — в применении к так мифологизированным делам так давно минувших дней)

Я бы определила жанр романа ка криптогаллюцинацию, вот это что такое: постмодерн не в квадрате и не в кубе, а в -надцатой степени. Цинично заметим, как удобно это для автора: и, к примеру, развязывает руки для пользования анахронизмами, и создает бесконечное пространство для экспериментов с языком, каковой возможностью Макс не отказал себе в удовольствии воспользоваться ни разу. Где-то у него это вышло интереснее, где-то не так изящно, но вот что я скажу: пожалуй, я вообще не припомню, чтобы кто-нибудь описывал секс так, как это делает Макс. Честно, прямо, без мерзкой стыдливости и без цинизма, страстно, плотски, но величественно и очень красиво. Восхищена и поражена

Но при всем лютом постмодерне формы в сердцевине, в сухом остатке после разматывания одного слоя иллюзий за другим остаются отнюдь не воображаемые, а вполне даже вечные и реальные штуки, которые Макс прямо не проговорил, не назвал, даже не прикоснулся, а обвел своей резной, расписной и сложнотканой пустотой по контуру. Любовь, власть, жизнь, смерть, боль, долг, люди, правда, знание… А подробности рассказывать не буду, чтобы не спойлить

Если вам нравятся Павич, «Солярис», Вейский цикл Латыниной и фильмы Чжана Имоу – вам понравится и «Машина снов». Мне понравилась.

Спасибо, Макс.

P.S. Книжку можно скачать бесплатн на сайте, а можно заказать бумажную за деньги — там же, а можно просто так поддержать автора деньгами — и это там же.
P.P.S Машины снов существуют. — оригинал записи здесь