политическое карате

Вчера в шоу Андрея Малахова было жаркое обсуждение ситуации, когда некий юноша, занимавшийся боксом или иными единоборствами, по какой-то причине (или вообще без таковой) бьёт другого юношу, и тот от удара умирает. Понятно, что там собрались, как водится, медиа-наркоманы, которые шляются из шоу в шоу, чтобы попиариться и почувствовать себя не такими [censored] как обычно. Дяденька-боксёр, правда, был клёвый. Собравшиеся шоумены договорились до того, что надо либо запретить все боевые искусства, либо жёстко лицензировать их преподавание, а, может даже, и любые занятия ими. Дяденька-боксёр даже напомнил, что в советский период каждый боксёр-разрядник обязан был носить специальный значок, чтобы хулиганы знали, что нападать на него не стоит. В общем, ура-ура, давайте запретим.

У меня сразу возникает несколько вопросов, главный из которых – какова вообще статистическая доля такого рода убийств среди прочих тяжких? Ну когда, знаете, сосед соседа по пьяни вилкой заколол. Чисто, чтобы знать, может, вилки и топоры тоже стоит лицензировать? Ну и плюс к тому я вспоминаю историю, как в Копейске, когда я был очень юным, несколько сиженых пацанят забили до смерти боксёра со значком. Поскольку тогда боксёров за драки закрывали только в путь, он решил не выёбываться и не отвечать ударом на удар. А копейские пацанята сказали ему за это «спасибо» и убили нахуй. Это, наверное, был год 81-й или типа того. Дело было, как обычно, из-за бабы.

Кроме того, это такой, в общем, нормальный российский путь: если существующие законы не работают, давайте придумаем новые, ещё более кровавые и страшные законы. Они тоже не будут работать, но кому непохуй, когда у нас тут большие планы и великая страна?

Я сильно не уверен, что какое-то шоу может появиться на 1-м канале без политической подоплёки. Вот ей-ей. Поэтому расскажу о том, как запрещали карате в СССР, это может показаться интересным даже людям, далёким от мира боевых искусств. Мне эту историю больше 10 лет назад рассказал один из старых прославленных тренеров. Имя называть не буду во избежание. Процитирую свои старые, ещё доблоггерские, записи:
kanazawa-2012-11-1-11-10.jpg

с таких вот фотографий (Канадзава-сенсей) начиналось советское карате

В то время все направления в спорте обязательно курировал государственный чиновник от Госкомспорта. Каратэ курировал борец-вольник, кавказец *** [имя называть не буду, этот человек и сейчас видный чиновник в мире спорта]. Когда каратэ последний раз запрещали, примерно в 1981 году, ведущих инструкторов созвали на спортивные сборы в лагерь в Чирчике, курортной зоне неподалеку от Ташкента, где также располагалась одна из крупнейших баз десантников. Чтобы забрать тренерские удостоверения у приглашенных, «куратор» объявил о проведении дополнительной аттестации. Нужно было сдать удостоверения и продемонстрировать любимое ката. Понятно, что удостоверений обратно никто так и не дождался, но ката демонстрировали с удовольствием. Мой визави тогда занимался шаолиньсы цюаньфа вместе с китайцами, и продемонстрировал вместо всем известных ката каратэ, какое-то изысканное шаолиньское таолу. Реакция «куратора» была потрясающей. Он удивился и возмутился одновременно и громко сказал: «Слюшай, э! Ти нармальный рюсский ката можищь делать, а?!».

Второй раз «куратор» проявил себя во время показательного выступления знаменитого в те времена бойца Лутошкина, известного полной безжалостностью по отношению к себе. Лутошкину ассистировали несколько ближайших учеников, державших несколько кирпичей, последний из которых он намеревался разбить ударом головы. Лутошкин удачно разбил несколько кирпичей с помощью сокуто, цуки и эмпи-учи, после чего пристально посмотрел на последний кирпич. С кулаков у него капала кровь, в глазах блестел нехороший огонь. Он издал киай, но тут «куратор» громко вскрикнул: «Э, Лутощькин?! Ти это чего?! А ну-ка немедленно перекрати безобразничать!», после чего темпераментно выскочил на сцену и схватил Лутошкина. Рассерженный неудачей Лутошкин попытался обойти «куратора», но тот был непреклонен, нельзя и все тут. Пришлось разбить последний кирпич с помощью маваши-эмпи-учи (локтем).

Когда все закончилось, и можно было констатировать смерть советского каратэ, все тренерские удостоверения были собраны, а преподавание запрещено, мой визави спросил «куратора»: «Такой-то Такойтович, почему же так?». «Куратор» совершенно серьезно посмотрел на него и сказал:
— Послюшай, ти пэред теренировкой на коленьки сидел*?
— Ну…
— Не виляй, признавайса, сидел?
— Ну сидел…
— Так вот. Вас тут сколько по всей стране таких сидит? И хуй его знает, о чем думает…

[*речь идёт об обязательной для большинства школ карате процедуре «мокусо» – короткой дыхательной медитации перед тренировкой, которая проводится сидя на коленях в так называемой позиции «сейдза»].

Мой визави видит истинную причину запрета на каратэ в те времена в таком свете: как раз в 80-м году в Польше проходили митинги «Солидарности», во всю гремел мятежный Лех Валенса. Эти несанкционированные митинги, напрямую угрожавшие советскому строю и польско-советской дружбе, охраняли бойцы Кёкусинкай, которые били польских полицейских как детей. Поэтому советское руководство решилось на превентивные меры.

Позже мне рассказывали многие каратисты, что практически все известные в СССР бойцы, не поступившие на государственную службу в спецслужбы, либо иные силовые структуры, подверглись гонениям, и даже заключались в тюрьму. Ходили слухи даже о целенаправленном физическом устранении лучших тренеров руками уголовников.

Мой визави говорил тогда, что запрет на занятия боевыми искусствами действовал в разные времена в разных странах, и что это, в общем, нормальная ситуация, когда государство склоняется в сторону тоталитарного режима, оно старается обезопасить себя. Так было и в Китае, и на Окинаве, и в Японии после войны, и во многих других странах.

Мне кажется, в свете всей этой поеботины с «оскорблением религиозных чувств», чёрных списков сайтов Рунета и многих других попыток непущать и запрещать, история небезынтересная, а?