"Мост" — отличный скандинавский детектив

Дорогие читатели, не думайте, что теперь этот блог будет полностью посвящён вопросам адаптации малолетних собак породы «уральская дворянская» в условиях центра города-миллионника. Новости моего девиантного внутреннего мира будут по-прежнему представлены на страницах «Неглянцевого журнала». Сегодня я расскажу вам о замечательном, атмосферном и стильном сериале «Мост» (Bron/Broen 2011), совместном произведении датских и шведских телевизионщиков. 
bron-broen-sofia-helin-kim-bodnia-the-bridge-2012-09-1-14-29.png
Сага Норен и Мартин Роде на фоне моста
Как оказалось, не только Сьореном Свайструпом, создателем знаменитого «Убийства», может гордиться датское телевидение (кстати, я сейчас скажу нечто крамольное, но «The Killing» — редкий случай, когда американский римейк понравился мне больше европейского оригинала, можете бросать в меня помидорами, но я не отступлюсь). «Мост» — это отличный крепкий триллер. Разумеется, когда очарование от фильма проходит, сама сюжетная канва кажется слегка шизофренической, если не сказать резче. Но фильм настолько ладно сбит, так умело нагнетается саспенс, центральная пара так ярко и выпукло прописана, что на это просто не обращаешь внимания. И точно так же, как в «Убийстве» пейзаж, сумеречный, малоосвещённый, депрессивный скандинавский пейзаж является отдельным персонажем. Кофейное небо, серое сморщенное море, голые ветви деревьев словно процарапаны на плёнке иглой.
Странность главного героя давно стала каноном детектива. Наверное, ещё с тех времён, когда читательскими умами завладел асексуальный морфинист Шерлок Холмс. Даже в руководстве «Как написать гениальный детектив» Джеймс Н.Фрей посвящает довольно много времени разбору тех странностей, которыми должен быть наделён главный герой детективной истории. Характерным персонажем такого рода является мистер Монк – параноидальный сыщик из сериала Monk (идиотски переведённого у нас как «Дефективный детектив»), одного из самых обожаемых мною американских сериалов: лёгкий и необязательный, самое то для окончания тяжёлого дня. Монк демонстрирует такой букет симптомов, что про него можно «Справочник юного психиатра» написать. Другой пример «странного» героя – маньяк Декстер Морган из сериала Dexter, который пытается удовлетворить свою страсть к расчленению живых людей, казня первостатейных преступников.
«Мост» украшает по-настоящему странная героиня по имени Сага Норен: малоухоженная, но симпатичная блондинка, являющаяся одним из лучших детективов криминальной полиции Мальмё. Сначала она напоминает типичного корпоративного робота с абсолютно кастрированными эмоциями. Она механически двигается, механически следует всем инструкциям, не есть, не спит, работает круглые сутки. Когда её будущий напарник, следователь датской полиции Мартин Роде, впервые появляется в полицейском участке Мальмё, шведы за его спиной перешёптываются: «Интересно, а он знает, что она слегка не в себе?». В отличие от Саги, которая и сексом-то занимается довольно своеобразно, Мартин – обаятельный витальный дядька, сделавший вазэктомию по причине того, что устал плодить себе подобных. Он не задумываясь присовывает свидетельнице, если есть возможность, дарит цветы секретарю в участке, да и вообще Мартин – типичная душа компании. Но со временем, мы вдруг начинаем видеть в Саге некую странную, потустороннюю мудрость, она перестаёт бесить своей безэмоциональностью. А Мартин, наоборот, постепенно размякает вплоть до того, что его периодически хочется встряхнуть за воротник с хрестоматийным криком: «Соберись, тряпка!».
Завязка сериала крута, но остальное действие разворачивается не менее круто. На длинном мосту, соединяющем Мальмё с датской столицей, внезапно на 45 секунд гаснет свет. Когда электроснабжение восстанавливается, точно на линии границы между двумя странами обнаруживают тело женщины. Позже выясняется, что это не одно тело. Верхняя половина принадлежит высокопоставленной сотруднице шведской правоохранительной системы, а нижяя – пропавшей без вести датской проститутке. Детективы обеих стран начинают совместное расследование. Каждая серия – новый поворот дела. Стержень фильма таков же, как в замечательном британском «Черном зеркале» (must see, я считаю) – влияние современных медиа на криминальное мышление, манипулирование массовым сознанием через медиа со стороны преступника, сложный нравственный выбор при расследовании преступлений в отношении маргинальных элементов и т.п. Поэтому сериал смотрится очень свежо и современно.