"Связь" бр.Вачовски, 1996 г.

В связи с одной надобностью, пересмотрел «Связь» (Bound) братьев Вачовски, остался (как и ожидалось) в полном восторге. Это такой герметичный бюджетный фильм, где всего несколько действующих лиц и само действие разворачивается, практически, в двух квартирах. Но саспенс там такой, что дай дороги. В некоторых моментах кажется, что с монитора сейчас начнут слетать электрические искры.

Сначала Вачовски написали близкий к гениальному сценарий фильма «Убийцы» (Asassins) со Сталлоне и Бандерасом. Потом написали и поставили уже совершенно гениальную «Связь». И только потом возникла ураганная первая «Матрица», продолженная скисшей второй и уж абсолютно уёбищной третьей. Где-то на этом пути один из братьев Вачовских безвозвратно ёбнулся. Сначала он поселился с некоей блондой-доминатрикс чуть ли не вдвое больше него самого, войдя в любопытный любовный многоугольник: его соперницей оказалось мускулистое татуированное нечто с дяденьковой бородой и вполне себе тётеньковой пиздой. Потом он попросту сменил пол. Достойный путь для человека, повинного в возникновении такого фантастического говна как «V как вендетта». Ну да не об этом речь.

«Связь» — фильм картиночный, глянцевый, я бы даже сказал: понтовитый. Именно там появляются зародыши той визуальной избыточности, которая потом взорвётся в «Матрице» манга-монтажом. Отсюда тянется тот телефонный проводок, по которому Тринити будет съёбывать от многочисленных агентов-смитов. Но несмотря на игру с визуальностью, здесь Вачовски держатся довольно скромно. Хотя, такие сцены как падение окровавленного человека в белую лаковую краску — это сильно.

Однако, фильм мне нравится вовсе не картинкой. И не отчётливым эротическим подтекстом. Мне нравится, как братья из ничего создают напряжение.


Вкратце, сюжет таков (спойлить не буду, не бойтесь): маргинальная ковырялка Корки (Джина Гершон) откидывается с кичи, где мотала пятерик из-за ссученой подельницы. Такой же бывший сиделец, как и она, пристраивает её сантехником в престижный кондоминиум, где живёт мафиозо средней руки Сизар (Джо Пантолиано) со своей гёлфрендой Вайолетт (Дженнифер Тилли). Между Корки и Вайолетт проскакивает розовая искра, случается гомоэротическое приключение и девочки решают ограбить мафию. Правда, оказывается, что Сизар хоть и не великий донкорлеоне, но и не идиот. Так что простое с виду дело оборачивается довольно неприятными для девочек моментами. На пол каплет кровь, а на лицах появляются синяки.

Конечно, актёры работают великолепно. И хотя принято хвалить дуэт Тилли-Гершон, я бы отметил именно Пантолиано, поскольку никто, как он, не умеет играть потных мелких гадов. Да и потом, не затеряться на фоне такой роскошной лесбийской парочки — это надо уметь. Татуированная пацанка Гершон и спелая сладкая Тилли представляют собой настолько разные образы, насколько это вообще возможно. Тридцативосьмилетней Тилли вообще удалась редкая штука: она вполне укладывается в параметры определения «шик». Когда она появилась в кадре в маленьком чёрном платье, с медовой спиной, я поймал себя на идиотской мысли: «мне хочется её укусить». А её маленькое бордовое платье вообще отсылает нас куда-то к эпохе pin-up girls.

Ну и диалоги, разумеется:
— Признайся, ты ведь всё это подстроила?
— Если я скажу «да», ты уберёшь руку?
— Нет.
— Да.

Или финальная сцена, по понтовитости родственная лучшим тарантиновским заходам.
— Знаешь, какая между нами разница?
— Нет. Какая?
— Никакой.
Впрочем, это надо смотреть. Важным показателем для меня лично является то, что если даже изъять из ленты достаточно живенькие эротические сцены, напряжение не спадёт. Поскольку всем главным действующим лицам вполне удаётся передать его на каком-то химическом уровне. Короче, вечерок у компьютера вполне себе удался. Молнией вспыхнула мысль о том, что если в 80-е боевики были куда круче нонешних, то 90-е — это время охуенных триллеров. Хотя, я наверняка брюзжу.

А теперь у меня просьба ко всем неленивым людям, что сумели дочитать пост до этого места. Можете назвать мне ещё несколько примеров хороших «герметичных» фильмов, где действие происходило бы в одном-двух местах с предельно ограниченным набором персонажей, но, тем не менее, сохраняло бы напряжение?